МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич

МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич
(28.02.1885-1932) - математик и философ, восприемник и интерпретатор идей и проектов Федорова. Происходил из старинного дворянского, графского рода Муравьевых. Его отец - Н. В. Муравьев, ученый-юрист, долгие годы занимал пост министра юстиции при Николае II. По окончании Императорского Александровского лицея М. до 1913 г. служил сотрудником рус. посольств в Гааге, Париже, Белграде; во время 1-й мировой войны - в центральном аппарате министерства иностранных дел, при Временном правительстве заведовал отделом Балканских стран. Политически был близок партии кадетов. Октябрьскую революцию первоначально воспринял как национальную трагедию. Является одним из авторов сб. "Из глубины". В 1920 г. был приговорен к расстрелу, как участник т. наз. тактического московского центра, но по личному ходатайству Троцкого приговор был отменен. После освобождения М. служил в ряде советских учреждений, в т. ч. ученым секретарем Центрального ин-та труда, возглавляемого А. К. Гастевым, где широко пропагандировал новое "федоровское" понимание труда как осн. средства в борьбе против слепых, разрушительных сил природы, в деле преображения мира и человека. В 1930 г. после вторичного ареста был сослан в Нарым, где скончался от тифа (по др. версии - Соловках). М. заимствовал не только центральные федоровские идеи (воскрешение предков, регуляция природы), но и отдельные его мысли, определения (превращение Земли в управляемый космический корабль, строительство городов-кремлей и т. д.), однако нравственно-религиозный пафос учения Федорова у него сменился верой в технический прогресс, в непогрешимость и абсолютность человеческого разума. Автор мн. философских трудов, он смог опубликовать лишь работу "Овладение временем как основная задача организации труда" (М., 1924) на собственные средства. Не вызвав широкого научного резонанса, она не осталась незамеченной в отечественных я эмигрантских философских кругах. Оригинальной в ней является постановка вечной философской проблемы времени, его необратимости, однонаправленности. Время, по мнению М., не обладает абсолютной реальностью, а привязано с материи, оно есть изменяющиеся отношения между вещами, движение и изменения в мире вещей. Поскольку в его представлении это совокупность множественностей, состоящих, в свою очередь, из определенных комбинаций элементов, к-рые могут быть зафиксированы с помощью математических формул или др. символов, то вполне возможно решение проблемы временной необратимости и управления временем через восстановление комбинаций элементов вещей, отсюда - путь и к воскрешению людей (сущность и индивидуальность для М. - также определенная комбинация элементов). Т. обр., овладение временем оказывается тесно связанным с возрастанием господства людей над материальными, природными процессами. Любая деятельность по изменению природы обозначается М. как культурная деятельность, а культура - как непрерывный процесс передачи из поколения в поколение определенных "формул" для восстановления вещей. Чтобы научиться овладевать временем, необходимо, по М., прежде всего преодолеть разделение культуры на два типа: "символическую", в к-рую входят все виды искусства, теоретические науки, знание в целом, способное вырабатывать проекты и символы для возможных действий, и "реальную", в к-рую входят вое виды деятельности, реально изменяющие мир. М. считает необходимым создание единой культуры нового типа с организующей ролью разума, "сознательной волей человечества", где не будет также разрыва между теорией и практикой. Возможность для создания такого типа культуры М. видит в объединении человечества на основе общего дела, организованного в виде проекта и выраженного системой математически формул, фиксирующих действия как всего человечества в целом, так и каждого отдельного участника этого грандиозного дела. Культурный идеал эпохи будет создаваться на основе синтеза результатов науки и достижений искусства. Все это позволит объединенному человечеству правильно организовать совокупность множеств элементов, к-рые сопряжены друг с другом и со всей Вселенной, и осуществить коренное преобразование всех основ жизни согласно идеалам разума. Тип нового братского управления собой и миром М. называет "космократией", "пантократией". Победу над смертью в конце концов одержит "анастатика" - искусство воскрешения мертвых. В результате на смену земной истории придет история солнечная, к-рая впоследствии в силу развития технического прогресса и роста мощи объединенного человечества сменится историей космоса. Архивный фонд М. содержит значительное количество еще не исследованных философских и художественных произведений.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Смотреть что такое "МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич" в других словарях:

  • МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич — (28.02.1885, Петербург 1930, Нарым)    философ, публицист, представитель рус. космизма. До революции служил по дипломатической части, сотрудничал в журн. Русская мысль . После Февральской революции 1917 г. начальник политического кабинета МИД.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Муравьёв, Валериан Николаевич (губернатор) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Муравьёв, Валериан Николаевич. Валериан Николаевич Муравьев …   Википедия

  • МУРАВЬЕВ —         Валериан Николаевич (1884/1885 1932?) философ, историк, публицист. Закончив Александровский лицей, занимается дипломатич. деятельностью: в 1907 13 секретарь рус. посольства во Франции, затем в Гааге и Белграде. В 1917 среди членов… …   Энциклопедия культурологии

  • МУРАВЬЕВ —     МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич (28 февраля 1885, Петербург 1930? Нарым?) русский философ. Окончил Александровский лицей и Ecole des sciences politiques et sociales в Париже; с 1907 на дипломатической службе, в 1917 возглавлял Политический… …   Философская энциклопедия

  • Муравьёв-Амурский, Николай Николаевич — Николай Николаевич Муравьёв Амурский Николай Николаевич Муравьёв Амурский Дата рожд …   Википедия

  • Муравьёв, Николай Валерианович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Муравьёв. Николай Валерианович Муравьёв …   Википедия

  • Список российских командиров наполеоновских и революционных войн — …   Википедия

  • Муравьевы — русский дворянский и графский род Герб рода Муравьёвых ОГ 1 59 Происходит от рязанского сына боярского Василия Алаповского, дети которого, Есип Пуща и Иван Муравей, переведены были в 1488 г. на поместья в Новгород и сделались родоначальниками:… …   Википедия

  • Муравьёвы — Описание герба: см. текст Том и лист Общего гербовника: I, 59 Часть родословной книги: VI …   Википедия

  • III.4.3.2. Министерства и главные управления — ⇑ III.4.3. Органы государственного управления 1) Министерство иностранных дел (1802 1917). Александр Романович Воронцов (8.09.1802 16.01.1804). Адам Адамович Чарторыйский (16.01.1804 17.06.1806). Андрей Яковлевич Будберг (17.06.1806 30.08.1807).… …   Правители Мира

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»